Бензин взлетел выше облаков: как остановить ралли цен на топливо?
Оптовые цены на бензин в России продолжают расти, устанавливая новые рекорды. Стоимость АИ-92 приблизилась к пороговому значению, при превышении которого нефтекомпании лишатся миллиардных субсидий по «топливному демпферу».
Пока регуляторы не опасаются потери демпфера за июль, но тенденция тревожная. Ведь высокие оптовые цены уже привели к подорожанию бензина на заправках сильнее, чем общая инфляция.
Чиновники обещали не допустить опережающего роста цен на топливо. Но пока их усилия малоэффективны. Нефтекомпании игнорируют требования увеличить поставки на внутренний рынок. А угрозы антимонопольных дел не пугают.
Ситуация с бензином отражает общую тенденцию в экономике. Цены растут быстрее, чем может их сдерживать госрегулирование. Чтобы переломить ситуацию, нужны более жесткие и системные меры влияния на рынок. Иначе инфляционная спираль будет только набирать обороты.
По данным СПбМТСБ, 19 июля стоимость бензина АИ-92 в европейской части России превысила порог в 62,59 тыс. рублей за тонну, при котором теряется право на получение демпферных выплат. Цена выросла до 62,65 тыс. рублей. Также на новые максимумы вышла цена бензина АИ-95.
Эксперты не ожидают лишения нефтекомпаний демпферных субсидий уже в июле. Для этого цены должны удерживаться выше пороговых значений весь месяц. Но тенденция вызывает беспокойство.
Рост оптовых цен обусловлен многими факторами: ослаблением рубля, ростом стоимости нефти, сокращением выплат по демпферу, увеличением экспорта топлива. Кроме того, весной были проведены ремонты на НПЗ, из-за чего снизилось предложение. Ожидалось, что ситуация стабилизируется, но этого пока не произошло.
Высокие оптовые цены неизбежно ведут к подорожанию бензина на заправках. По данным Росстата, с начала года розничные цены на топливо выросли на 3,6%, тогда как инфляция составила 3,15%. Это несет убытки для АЗС, особенно независимых.
Чиновники пытаются стабилизировать ситуацию. ФАС угрожала нефтекомпаниям антимонопольными делами и предлагала увеличить обязательные биржевые продажи топлива. Однако пока эти меры оказались малоэффективными.
Рост цен на бензин — лишь один из примеров ускорения инфляции, с которой не справляются регуляторы. Чтобы переломить ситуацию, властям предстоит принять более жесткие и системные меры влияния на рынки. Иначе потребители и экономика в целом будут страдать от галопирующего роста цен.